Икона святого

Базилика Святого Димитрия

Главная страница| Иконы святого Димитрия | Житие

Базилика Святого Димитрия — пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмопением.

 

Византийский период

Интерьер базилики

Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии над его могилой была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно жития, фесалоникийскими христианами в 306 году.

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Атиллой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно в 629-634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: “занялся огнем его святой серебряный киворий... серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке”. Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У.С. Джорджа).

После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колонаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: “Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара”. Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.[9]

План базилики

 

О богослужениях в храмах Солоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениат в своём труде “Взятие Фессалоники”, посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала):

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена

В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трехскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.

 

ТУРЕЦКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО

 

После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами.

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Базилика практически полностью выгорела при пожаре 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарем сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

В ходе пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик.

После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной горы на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.

В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Колоннада базилики до пожара 1917 года (рисунок 1910 года)

 

Базилика является пятинефной и имеет форму четырехугольника, к которому добавлены более поздние пристройки. Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений. Длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках.

Алтарная часть имеется только в центральном нефе. Справа от главного алтаря расположен выступающий за апсиду придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом.

 

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

Колоннада

Капитель, украшенная головами баранов

Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зеленых и темно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника, развивающегося на ветру. Этот тип был распространён в IV веке и встречается, например, в храме святого Аполлинария в Равенне. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами.

Фронтоны арок были украшены плитами из темно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.

Мозаики

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчеркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения. Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций. К наиболее хорошо сохранившимся мозаичным полотнам относятся:

Мозаика “Святой Димитрий и дети”

Мозаика была обнаружена в ходе реставрационных работ при сносе стены, построенной турками с правой стороны алтарной части базилики. Святой изображен держащим руку на плече священника, выражая свою благожелательность. Первоначально светлая прямоугольная рамка вокруг головы священнослужителя была принята за нимб, однако после обнаружения мозаики со строителями был сделан вывод, что этот квадрат является бойницей в городской стене, на фоне которой изображены фигуры. Низ мозаики содержит надпись “Счастливейший мученик Христов, любящий город, окружён заботой жителей и гостей города”.

Димитрий с ктиторами

Мозаика расположена в западной части алтаря и вероятно является даром родителей, детям которых святым Димитрием была оказана помощь. Лица детей имеют индивидуальные черты. Святой держит руку на плече одного из них, а другая поднята с раскрытой ладонью. Этот жест, вероятно, условно изображает, что святой молится. Это одна из самых древних мозаик базилики (вероятно выполнена сразу после её ремонта в середине VII века). На ней Димитрий представлен молодым человеком с идеализированными чертами лица и короткими прямыми русыми волосами, одетым в хитон и роскошную мантию, которая, как и на всех других изображениях, застёгивается на правом плече. Мантия украшена тавлионом — четырехугольной нашивкой другого цвета на уровне груди, что отражает знатное происхождение Димитрия, упоминаемое в его житии (тавлион присутствует и на других мозаиках).

Также одно из старейших мозаичных полотен. Димитрий изображён в окружении церковного (справа) и светского (слева) правителей города. Считается что это префект Леонтий и архиепископ Иоанна, которые организовали восстановление базилики после пожара VII века. Благожелательность святого к ним выражается положением его рук, которые он держит на их плечах. Под мозаикой имеется надпись следующего содержания: “Справа и слева видны строители славного строения мученика Дмитрия, который отразил волну варварских флотов и спас город”. Речь идёт об осаде города славянами в 616 году.

Мозаика расположена в южной стороне алтарной части и относится к рубежу IX и X веков. Богоматерь и святой Феодор изображены молящимися, а в вышине над ними видна фигура Христа, благословляющего их правой рукой. В руках Богородицы свиток со словами: “Господь Бог, соизволь услышать голос моей молитвы, так как я молюсь за людей”. Считается, что мозаика была заказана верующими, получившими исцеление от болезней. Об этом свидетельствует благодарственная надпись под ней: “...я Тебе посвятил в знак благодарности, хоть и был разочарован людьми, Твои силы вдохнули в меня жизнь”.

Святой Димитрий с подводимым к нему юношей (Димитрий изображён в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой), Святой Димитрий и два ангела (возможно, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном — аллюзия на эпизод из его жития с увенчанием его ангелом в темнице) — мозаики западной части храма, конец V - VI века;

Вотивный цикл, иллюстрирующий основные этапы жизни девочки включает сцены: “Димитрий подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем”, “Димитрий на престоле на фоне кивория принимает ребенка из рук матери”, “Димитрий в позе оранта, с матерью и детьми, подносящими святому свечи”, “Ребенок, сопровождаемый родителями, подносит голубей святому Димитрию”. Мозаики размещались во внутреннем северном нефе, созданы в начале VII века;

Святые Сергий, Вакх и Димитрий с восстановителями храма после пожара — мозаики алтарных столбов, середина VII века.

Фрески

Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII–XIV веках. Среди них в наиболее хорошем состоянии находятся:

Нашествие варваров на Салоники. Изображена осада города славянскими племенами в 616 году, победа греков при которой приписывается заступничеству святого Димитрия. На фреске видно изображение церкви, которую принято считать базиликой Святого Димитрия, и надпись “святая церковь у стадиона”;

Молящийся святой Димитрий (XII век);

Димитрий укрывает плащем архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре, который кадит святому, выше Богородица с младенцем Христом. Фреска выполнена в последней третьи XIV века. Существует мнение, что архиерей — это Григорий Палама, архиепископ Салоник, а Богородица изображена не с Христом, а с Иоасафом Индийским (патрон по монашескому имени императора Иоанна VI Кантакузина). Данной интерпретации противоречат иконографические признаки изображенных;

Аллегорическая фреска с изображением человека, которого преследует дикое животное;

Император, подъезжающий к городу — наиболее хорошо сохранившаяся, выполненная на высоком художественном уровне, сцена подъезда византийского императора к Салоникам.

КРИПТА БАЗИЛИКИ

Крипта базилики (навес с колоннами)

Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окруженного цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.

В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды, которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время.

 

В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма.[25]

 

РЕЛИКВИИ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского

Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым. Изначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий, который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими. Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.

 

 

МОЩИ СВЯТОГО

Раковина для сбора мира в крипте базилики

В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебрянного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI - XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описыавает как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нем рыбу и мазали обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, неотождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

 

КРОВЬ СВЯТОГО

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что раб святого Димитрия “благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес”). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарем изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI - XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землей (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII - XIII века в Британском музее).

 

 История храма.

 Добавьте элемент списка.

 Добавьте элемент списка.

Введите текст.

Главня страница | Фотогалерея | Другое